МОУ "Крутоярская СОШ"
р.п. Крутоярский, Касимовский район, Рязанская область
  • Буллинг (травля)

    Буллинг (травля).

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ТРАВЛИ?

    1.   Постарайтесь прояснить ситуацию: что и с каким ребенком (какими детьми) в классе конкретно происходит. Не менее важно выяснить отношение вашего ребенка к происходящему: постарайтесь понять, поддерживает ли он (она) происходящее или же, наоборот, пытается активно вмешиваться, или же остается в стороне.

     2.. В случае, если ваш ребенок не выступает в позиции «защитника» жертвы - в первую очередь поддержите его намерения и договоритесь о взаимодействии. Взаимодействие может быть выражено в том, что вы зафиксируете известную ребенку информацию о тех эпизодах травли, которые наблюдал ребенок, и свяжитесь с классным руководителем и/или администрацией школы. Помните: ситуация травли в классе требует немедленного вмешательства, т.к. от ее последствий страдает весь коллектив. Однако не стоит напрямую связываться с другими родителями, не поставив в известность педагогический коллектив и администрацию.

    3. Наиболее аккуратно необходимо действовать в ситуациях, в которых ребенок сохраняет нейтралитет к происходящему - вероятнее всего, ребенок испытывает страх перед возможными действиями агрессоров. В этом случае очень важно сформировать единую позицию совместно с ребенком - необходимо прийти к соглашению о том, что травля в коллективе недопустима.

     Очень важным шагом станет договоренность о том, как вы можете помочь обеспечить безопасность своему ребенку, когда работа по противодействию травле в классе начнется. Стоит также проговорить стратегию того, что ребенок мог бы сделать, находясь в роли «защитника», в случае, если после вашего разговора ребенок готов принять на себя подобную роль. Однако форсировать это не стоит - готовность действовать из этой позиции должна «созреть».

    4. Необходимо достичь соглашения о том, что вам необходимо передать имеющуюся у вас информацию классному руководителю и/или администрации школы, чтобы именно школа незамедлительно начала как профилактическую работу, так и работу с конкретными эпизодами

    Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок стал жертвой буллинга? 

    Универсального ответа на этот вопрос быть не может. Слишком многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей, от особенностей личности вашего ребёнка. Жертва буллинга чувствует себя одинокой, ей как никому нужен друг, защитник, советчик. Кто должен им стать, если не родитель? В первую очередь, вы должны понимать, что любое насилие, физическое или психологическое, – это ненормально! И именно это необходимо донести до ребенка. В такие моменты ему, как никогда, нужна поддержка родителей и понимание, что его вины в том, что происходит, нет. Поговорите с ребёнком, пусть он знает, что вы на его стороне и готовы помочь. Только постарайтесь обойтись без выпытывания подробностей, если он не готов их обсуждать, и без навязчивых, обязательных к исполнению советов. Прежде чем давать их, взрослый должен сам как следует разобраться в ситуации, обдумать её, почитать литературу или ещё лучше — поговорить с психологом. Не давите, но постарайтесь вызвать доверие со стороны ребенка. Если он будет знать, что мама и папа всегда на его стороне, то по крайней мере не будет держать свои обиду и страх в себе. А атмосфера любви внутри семьи в какой-то мере сгладит последствия агрессии сверстников, сделает его более уверенным в своих силах благодаря наличию «надежного тыла».

    Ребенка обязательно нужно выслушать и вникнуть в суть его проблемы. Ни в коем случае не говорите: «Да это же ерунда, не стоит переживать о таких мелочах», «не обращай внимания», «не реагируй, они и отстанут». Это с позиции вашего жизненного опыта детские проблемы несерьезны, а для ребенка самоощущение в школе – важная часть жизни. А «непротивление злу» может вообще иметь плачевные последствия. Обидчики, увидев собственную безнаказанность, будут издеваться над ребенком еще больше.

    Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок — булли. Да, бьёт и унижает других

    Инструкция в 7 вопросах (и ответах)

    Кажется, нет родителей, которые были бы готовы к такому — узнать, что их ребёнок участвует в травле или даже один из зачинщиков. Для родителей такая новость может стать настоящей травмой. Психолог Ирина Катин-Ярцева составила инструкцию, что делать в таких случаях и как помочь и ребёнку, и себе.

    В этот момент мы переживаем крушение привычных представлений о себе как о мудрых и хороших взрослых и о сыне или дочери как хорошем и добром ребёнке. Первое, что хочется сказать: «Нет, этого не может быть, это какая-то ошибка. Мой ребёнок не мог так поступить. Да какая там травля, просто конфликт, поссорились, бывает». Тем более, что не всегда на виду настоящий организатор буллинга. Любой ребёнок в ситуации травли может быть «захвачен» коллективом и назначен «палачом», чтобы исполнить волю группы.

    Главная задача — постараться, сохраняя спокойствие и вежливость, выяснить, что произошло. Желательно у нескольких свидетелей событий.

    Чем же травля отличается от конфликта и неприязни? Как понять, что это и правда травля?

    Главное отличие травли и её суть — согласованное и систематическое насилие, намеренное причинение вреда. Ребёнка могут бить, толкать, щипать, дразнить, доводить до слёз, унижать, обзывать, подчёркнуто игнорировать. Ему могут угрожать, отбирать, портить или прятать вещи. Всё это в отношениях неравенства — сильные атакуют слабого.

    Если ошибки нет, неприятные известия подтвердились, самая естественная реакция — злость и желание наказать виновного. Злость на собственного ребёнка, учителя, который допустил травлю, на жертву («ну не просто же так именно его стали травить») или её родителей, на себя, в конце концов.

    Важно сдержаться и в этом состоянии никому не навредить. Обычно родителям сложно вынести подобные эмоции в одиночку, поэтому если есть возможность поделиться с близкими, стоит это сделать.

    угрожать, отбирать, портить или прятать вещи. Всё это в отношениях неравенства — сильные атакуют слабого.

    Если ошибки нет, неприятные известия подтвердились, самая естественная реакция — злость и желание наказать виновного. Злость на собственного ребёнка, учителя, который допустил травлю, на жертву («ну не просто же так именно его стали травить») или её родителей, на себя, в конце концов.

    Важно сдержаться и в этом состоянии никому не навредить. Обычно родителям сложно вынести подобные эмоции в одиночку, поэтому если есть возможность поделиться с близкими, стоит это сделать.

    Почему это случилось?

    Для большинства детей важно чувствовать себя частью группы, объединяться вокруг эмоционально значимой деятельности. Если такой деятельности нет, то часто она возникает стихийно — дети могут объединиться против кого-то.

    Особенно быстро это происходит в обществе, наполненном агрессией и ксенофобией. Группу охватывает азарт охоты, упоение, эйфория. Они чувствуют себя хорошими и правильными. Особенно активны в травле дети, неуверенные в себе, зависимые от оценки окружающих или даже сами пережившие опыт насилия.

    Если взрослые, ответственные за работу с детским коллективом (например, учителя), не обращают внимания на происходящее или даже вольно-невольно подливают масла в огонь, ситуация усугубляется. Без помощи взрослых дети справиться с ней уже не в состоянии. Поэтому не стоит ждать, что всё наладится само.

    Если ошибки нет, неприятные известия подтвердились, самая естественная реакция — злость и желание наказать виновного. Злость на собственного ребёнка, учителя, который допустил травлю, на жертву («ну не просто же так именно его стали травить») или её родителей, на себя, в конце концов.

    Важно сдержаться и в этом состоянии никому не навредить. Обычно родителям сложно вынести подобные эмоции в одиночку, поэтому если есть возможность поделиться с близкими, стоит это сделать.

    3. И что теперь делать?

    Первая и главная задача взрослых — постараться прекратить травлю. Безусловно, всем детям, включенным в буллинг, нужна помощь, причём каждому своя. Но сама травля — явление из области социальных процессов, болезнь группы, поэтому чтобы бороться с ней, нужно работать со всей группой детей. Индивидуальной работы и разговоров с ребёнком тут недостаточно.

    4. Как не надо говорить с ребёнком о травле?

    Ругать, кричать, бить. Так вы подкрепляете у ребёнка уверенность в том, что мир состоит из сильных и слабых. И сильный проявляет агрессию к слабому.

    Стыдить, вызывать чувство вины. Стыд и страх стыда, вина — одно из уязвимых мест булли, которые и толкают их на самоутверждение за счёт жертвы.

    Давить на жалость описанием чувств, страданий жертвы. Это лишь усиливает презрение к её беспомощности.

    5. А как правильно говорить об этом?

    Чётко назовите то, что происходит: «То, что вы делаете — это насилие». Чаще всего дети не осознают, что происходит, для них всё может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни. Они не видят ситуацию системно.

    Попросите поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия: «Вот представь, ты приходишь в класс, никто с тобой не здоровается, а только хихикают между собой, глядя на тебя. Твои вещи как бы случайно роняют на пол, на контрольной тебя тычут ручкой в спину, а когда ты оборачиваешься, твои соседи громко жалуются учителю, что ты списываешь. На перемене тебя толкают и запирают в туалете, а потом прячут твой портфель, выбросив в мусорную корзину всё его содержимое».

    Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьёзная проблема, причём не только твоя, а всей группы (класса, компании). Есть проблемы, болезни, которыми болеют не люди, а коллективы. Так у вас и произошло. Нужно срочно принимать меры, вам нужна помощь».

    Можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»). Посочувствуйте переживаниям ребёнка, который представил себя жертвой. Покажите пример того, как с этим обходиться — «да, это было бы тяжело».

    6. Как говорить с родителями пострадавшего ребёнка?

    Не перебивая и не оправдываясь, выслушайте всё, что говорят родители пострадавшего. У них сейчас много страха, возмущения и обиды за своего ребёнка. Покажите, что вы понимаете серьёзность происходящего и готовы участвовать в решении проблемы.

    Расскажите о том, что вы уже предприняли (разговор с ребёнком, изучение материалов о травле и как её прекратить) и что собираетесь предпринять: найти того, кто может провести работу с группой. Это могут быть школьный психолог, директор, классный руководитель, приглашённый специалист, который умеет работать с такой проблемой. Можно сформировать группу родителей, которые возьмут на себя этот труд.

    7. Как работать со всем коллективом? И кто это должен делать?

    Есть опробованные и эффективные пошаговые методики работы с коллективом детей, пострадавшим от буллинга. Лучше, если с коллективом будет работать профессионал, компетентный именно в этой области, который точно не навредит своими советами (запретом на жалобы, нотациями или обвинением жертвы). Например, кто-то из команды Травлинет.

    Если такого профессионала в доступе нет, то нужно найти того, кто готов взять на себя ответственность за помощь классу, изучить инструкции по работе с травлей и провести несколько бесед. Тема очень серьёзная, поэтому одной встречей с классом ограничиться не получится. А в промежутках надо тщательно следить за развитием ситуации.

    Работа с классом начинается с тех же шагов, что и ваш разговор с ребёнком: назвать явление, попросить представить себя на месте жертвы, сказать, что это недопустимо. Потом идут такие этапы:

    предложить каждому ребёнку оценить в баллах своё участие в травле;

    вместе обсудить и принять новые правила группы, записать их и повесить на видном месте;

    вести ежедневный учёт (график, счётчик) позитивных изменений в группе;

    организовывать мероприятия, жизнь группы таким образом, чтобы каждый её участник мог проявить свои таланты, быть в чём-то полезным и ценным для группы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie